Версия оригинальная
Версия для слабовидящих

Региональная научно-практическая конференция Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

7-8 декабря 2017 года в колледже  прошла Региональная научно-практическая конференция Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Конференция проводилась совместно Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и ресурсным центром (базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования) БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж».

В рамках Конференции была организована работа по следующим направлениям:

  • актуальные вопросы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в общеобразовательных организациях;
  • организация электронного обучения и использование цифровых образовательных ресурсов при инклюзивном обучении инвалидов по программам профессионального и общего образования;
  • организация инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ по специальностям педагогического профиля и в сфере музыкального образования;
  • актуальные вопросы разработки и реализации адаптированных образовательных программ;
  • развитие социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся инвалидов (в т. ч. в контексте деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов, иных специалистов по развитию социокультурной среды). 

В первый день конференции состоялось пленарное заседание,  на котором были представлены доклады учреждений образования, имеющих опыт создания условий для  организации образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Отличительной особенностью конференции этого года явилось присутствие гостей из Челябинской области:

  • Вардугина Антона Геннадьевича, заместителя директора по инклюзивному образованию ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева».
  • Шаромовой Веры Васильевны, социального педагога ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева».
  • Григорьевой Людмилы Алексеевны, социального педагога ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».

В начале заседания директор БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» Коробова Надежда Петровна представила отчет о работе Ресурсного центра, обеспечивающего поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования, созданного на базе нашего колледжа. Особый интерес у участников пленарного заседания вызвало выступление Вардугина Антона Геннадьевича, так как им была представлена стратегия развития ресурсного центра с позиции учета общей численности детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, которые в дальнейшем будут получать профессиональное образование в колледжах и техникумах. Были обозначены ряд проблем, связанных с дальнейшим трудоустройством инвалидов, необходимостью тесного взаимодействия для решения этих вопросов учреждений профессионального образования и работодателей. С особым вниманием участники заслушали доклад Савельевой Евгении Николаевны, представителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени Виталия Яковлевича Алексеева» города Сургута. Евгения Николаевна рассказала об особенностях адаптации детей с особенностями развития в образовательном учреждении, описала, как выстроено взаимодействие школы с родителями, а также учреждениями профессионального образования, привела примеры успешной социализации выпускников школы. Еще раз акцентировала внимание участников конференции на необходимости тесного взаимодействия родителей, коллектива образовательного учреждения и работодателей Дроздова Анна Юрьевна, член Управляющего совета, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СШ №1» города Нижневартовска. Именно посредством деятельности Управляющего совета в СШ№ 1 обеспечено повышение эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения, созданы оптимальные условия и подобраны формы организации образовательного процесса, организован контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения в этом образовательном учреждении. Представленные выступления стали основой для обмена опытом среди представителей организации, принимающих участие в конференции.

Следующий этап конференции – представление стендовых докладов преподавателями колледжа. Это форма работы на конференции является новой, но, тем не менее, все кто готовил материалы, были успешны и востребованы аудиторией слушателей. Были представлены доклады по темам:

  • Подходы к организации самостоятельной работы по дисциплинам профессионального модуля «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации» для инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Судник Татьяна Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
  • Психологическое сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении ими профессионального образования. Демидова Татьяна Петровна,кандидат психологических наук, преподаватель БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
  • Особенности организации занятий со студентами, имеющими нарушения слуха, по освоению профессионального модуля  ПМ.03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».Большакова Наталья Александровна, преподаватель БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
  • Применение электронных образовательных ресурсов в организации самостоятельной работы студентов с особыми возможностями здоровья по междисциплинарному курсу «Музыкально- инструментальный класс». Мартыненко Люцина Римовна, кандидат культурологи,БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
  • Педагогические условия профессионального обучения студентов игре на электронном клавишном инструменте (синтезатор) с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА).Полуянова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
  • Разработка и ведение блога преподавателя как одна из форм IT-технологий организации обучения лиц с инклюзией. Иголкина Анна Михайловна, преподаватель БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
  • Методические рекомендации по организации обучения студентов с нарушением слуха по МДК 01.04. «теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания».Бутова Валентина Леонидовна, преподаватель БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
  • Система работы по совершенствованию  техники речи (инклюзивное профессиональное образование для инвалидов). Майдибор Елена Сергеевна, преподаватель БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
  • Организация работы студентов с соматическими заболеваниями на занятиях иностранного языка  (по специальности 53.02.01 – Музыкальное образование).Василькова Елена Васильевна, кандидат культурологи,БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
  • Организация самостоятельной работы для обучающихся с нарушением слуха по МДК 06.02 Ведение операций по банковским вкладам (депозитам).Иванькова Анжела Александровна, преподаватель БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
  • Создание адаптационного образовательного ресурса по профессиональному модулю ПМ 06.01 Выполнение работ по должности служащего 20034  Агент страховой с использованием ИКТ инклюзивном обучении лиц с ОВЗ. Катламина Елизавета Николаевна, преподаватель БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

Представленный опыт вызвал огромный интерес. Участники конференции подходили, задавали вопросы, фотографировали стендовые доклады, делились впечатлениями  о новых формах работы со студентами с ОВЗ, о которых они узнали из стендовых докладов. Бесспорно, представленный материал был очень важен и интересен всем педагогам, которые включены в систему инклюзивного образования. Материалы стендовых докладов, это систематизированный , обобщенный опыт преподавателей колледжа, которые прошли курсы повышения квалификации, апробировали современные методики работы с детьми с различными нозологиями.

Работа по секциям была организована во второй день конференции. На каждой из секций у преподавателей была возможность представить свой опыт работы с детьми с ОВЗ, а также задать вопросы по прослушанным докладам. Каждая площадка являлась местом живого диалога участников конференции. Преподавателям, работающим на площадках «Актуальные вопросы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в общеобразовательных организациях (в том числе в специализированных (коррекционных) образовательных организациях)», «Организация инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ по специальностям педагогического профиля и в сфере музыкального образования», было отведено дополнительное время для того, чтобы дать возможность всем участникам изложить свое мнение и задать вопросы по тематике секции. Каждая из секций представила свои предложения, которые были внесены в резолюцию конференции, а также определила список докладов, которые будут опубликованы в электронном сборнике конференции.

По итогам проведенного мероприятия можно сделать вывод, что образовательные учреждения округа уделяют достаточно большое внимание вопросам инклюзивного образования, многие из них имеют целостную слаженную систему организации образования детей с ОВЗ, включающую как участников образовательного процесса, так и социальных партнеров. Отрадно, что наш колледж очередной раз стал площадкой для предметного разговора по проблемам обучения и социализации лиц с ОВЗ, выполняя непростую миссию Ресурсного центра базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающего поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования.